Тема дня в Европе - выборы в Европарламент


Выборы в Европейский парламент (ЕП), назначенные на май 2019 года, стали самой обсуждаемой темой в Европе после Breхit. Ведущие новостные издания пестрят заголовками о том, что в этот раз все будет иначе и будущее Европы под вопросом. Так ли это на самом деле,  и что же теперь будет иначе?

Общая информация

Первые всеобщие прямые выборы в Европейский парламент прошли в 1979 году. С тех пор правила их проведения существенно не менялись. Состав Европарламента формируется на основе пропорциональной избирательной системы. В этом году выборы евродепутатов пройдут во всех странах-участницах ЕС с 23 по 26 мая – точную дату утверждают для себя сами страны. Результаты голосования могут быть обнародованы не раньше,  чем закроется последний избирательный участок в воскресенье 26 мая. В пяти странах ЕС явка избирателей является обязательной – это Бельгия, Болгария, Люксембург, Кипр и Греция. Причем это правило распространяется не только на граждан этих странах, но и на зарегистрированных в них резидентов из других стран ЕС.

На данный момент в ЕП заседает 751 депутат – это максимальное число мандатов, допустимое по ст. 14(2) Договора о ЕС. С выходом Великобритании из ЕС (а значит и 73 британских депутатов из Европарламента) количество мандатов будет сокращено до 705. При этом ряд стран поделят между собой освободившиеся кресла в Парламенте – мера, призванная сгладить известную диспропорцию в «недопредставленности» более населенных стран ЕС относительно менее населенных (см. Табл.1).

Таблица 1. Изменения в распределении депутатских мандатов

1.jpg

Составлено по: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/623556/EPRS_ATA(2018)623556_EN.pdf


Примечательно, что выборы в разных странах ЕС проходят по-разному, хотя и соответствуют общим принципам, таким как тайность, всеобщность, пропорциональность. Отличия касаются, например, минимального возраста кандидатов: от 18 лет в большинстве стран ЕС и до 25 лет в Италии и Греции. Минимальный возраст для участия в выборах составляет 18 лет во всех странах ЕС, кроме Мальты и Австрии, где голосовать можно с 16 лет. Кроме того, разночтения распространяются на электоральный барьер, который необходимо преодолеть партиям, чтобы попасть в Европарламент: в ряде стран он отсутствует (Испания, Португалия, Нидерланды и др.), но в большинстве стран составляет 5% (Франция, Польша, Бельгия, Чехия и др.).

Еще одним важным различием является система голосования: централизованная или по избирательным округам. В силу исторических причин и большой территории традиционно по избирательным округам проводили выборы только Франция, Польша, Италия, Ирландия и Бельгия. Однако к грядущим выборам Эммануэль Макрон инициировал изменения в системе голосования и теперь выборы в Европарламент во Франции будут проходить в национальных рамках, по единым спискам1.

Согласно общим правилам, избиратели могут проголосовать за политическую партию и/или отдельного кандидата. В некоторых странах голосование проводится по закрытым групповым избирательным спискам без возможности изменить порядок депутатов. В других странах действует система рейтингового голосования (preferential voting), при которой избиратель цифрами отмечает, в каком порядке он голосует за кандидатов. При этом список кандидатов может быть полу-открыт (допускается частичное изменение в очередности кандидатур + они могут быть из разных списков) или полностью открыт. Ряд стран ЕС практикуют голосование не по спискам, а по системе единого передаваемого голоса (single transferable vote - STV) – избиратель ранжирует кандидатов, согласно своим предпочтениям.

Тенденции

Эксперты выделяют несколько тенденций, которые практически неизменно сопровождают каждые выборы в Европейский парламент.

Прежде всего, это неизменно падающая явка избирателей: на последних выборах в 2014 году она составила всего 42,61%. Антирекорды установили Словакия (13,05%), Чехия (18,2%) и Польша (23,83%).

Второй яркой тенденцией является протестное голосование, ставшее традиционным для выборов в Европарламент. Объясняется это тем, что выборы евродепутатов проходят после выборов в национальные парламенты стран ЕС. И зачастую избиратели, выражая свое недовольство действиями национальных властей, голосуют за оппозиционные партии на общеевропейских выборах. Этим объясняется популярность крайних партий, которые на каждых очередных выборах получают все больше мест в Европарламенте.

Среди проблемных тенденций выделяют также нехватку истинно европейской тематики избирательных кампаний. Иными словами, в каждой из стран-участниц ЕС выборы в Европарламент всегда проходят в проблемно-национальном контексте. Это же относится и к европейским партиям, которые мало знакомы избирателям. Ряд исследователей, среди которых С. Хикс, отрицают существование по-настоящему европейских политических партий, описывая партии Европарламента как усредненные зонтичные организации, объединяющие либералов, демократов, консерваторов и др. из разных стран ЕС2.

Избирательная реформа

Правила избрания евродепутатов закреплены в ст. 14 Договора о Европейском союзе, ст. 20, 22 и 223 Договора о функционировании Европейского союза, ст. 39 Хартии Европейского союза об основных правах и в специальном Акте от 20 сентября 1976 года, в который и были внесены изменения в 2018 году. Избирательная реформа, согласования по которой длились более двух лет, оказалась не столь масштабной, как ожидалось: ряд нововведений, предложенных в первоначальном тексте, так и не были одобрены.

Пожалуй, одним из самых примечательных нововведений стала возможность интернет-голосования. Данная мера, как ожидается, должна переломить тенденцию постоянно снижающейся явки и привлечь молодое поколение избирателей. Одновременно с этим, попытки проголосовать более одного раза будут отслеживаться, для виновных предусмотрен штраф. Также для граждан, находящихся в другой стране ЕС в день голосования предусмотрены альтернативные возможности для голосования: по почте, в посольстве, по доверенности или через интернет (опции предоставляются только зарегистрированным резидентам). На грядущих выборах впервые будет разрешено помещать на бюллетенях названия и логотипы политических партий ЕС рядом с национальными партиями, чтобы избирателям было проще разобраться в европейской партийно-политической расстановке.

Не получили одобрения такие предлагавшиеся нововведения, как транснациональные партийные списки и система ведущего кандидата (Spitzenkandidat system). Последняя практикуется на федеральных выборах в Германии и предполагает выдвижение партийного лидера на пост канцлера. Предполагалось, что таким же образом в ЕС в ходе выборов в Парламент будет избран председатель Европейской комиссии, то есть им должен был бы стать лидер победившей на выборах партии. Однако эти меры не были одобрены в ходе голосования в Европарламенте. Справедливости ради отметим, что система ведущего кандидата использовалась в 2014 году на выборах действующего главы Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера, однако официально она не закреплена в европейском законодательстве, поэтому дебаты вокруг демократичности этой процедуры остаются открытыми.

Ожидается, что благодаря избирательной реформе, грядущие выборы в ЕС будут отмечены новыми тенденциями – как минимум, ростом явки избирателей. Вместе с тем, поскольку во всех странах Евросоюза выборы проходят по-разному, возможность для прогнозирования хода голосования остается задачей не из легких.


Примечания:

1 Европа 2017: партии, выборы, власть. Отв. ред. В.Я. Швейцер. М.: Институт Европы РАН. 2018. С. 21.

2 Hix, S. Second-Order Effects Plus Pan-European Political Swings: An analysis of European Parliament elections across time // Electoral Studies. 2011. № 30. P. 4-15.

Источник: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=4779&ret=640

3.151596854479
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2020 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика